Фрагмент для ознакомления
2
Словообразование, или дериватология, является одним из основных средств обогащения лексического состава русского или иного языка. В словообразовательной системе русского языка представлено достаточно большое количество словообразовательных морфем. Многие из них обладают яркой эмоционально-экспрессивной окраской. Оценочные аффиксы дают возможность придавать словам определенную стилистическую окраску.
Одним из наиболее эффективных способов словообразования является суффиксация. Суффиксы, с помощью которых мы можем образовать новые слова, обладающие выразительностью, определяются в науке о языке как суффиксы субъективной оценки.
Изучение дериватологии позволяет проанализировать сложные языковые явления, выявить закономерности в развитии языка. Анализ дериватологических процессов, которые связаны с употреблением оценочных аффиксов, предоставляет возможность определить роль «эмоционального» в разговорной речи.
Вопрос об употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов в качестве эмоционально-экспрессивной составляющей языка рассматривался в трудах А. В. Суперанской, Н. А. Петровского, А. Вежбицкой, Д. И. Ермоловича. Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов и сфера их употребления требует более углубленного изучения в настоящее время.
Объект исследования данной работы – русские антропонимы с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
В современном русском языке уменьшительно-ласкательные аффиксы отличаются наибольшей частотностью употребления в повседневной речи и придают собственным именам различные оттеночные значения. Функция, выполняемая такими языковыми элементами в речи с точки зрения словообразования, мало изучена. Этим и определяется актуальность нашей исследовательской работы.
Предмет исследования – характерные особенности суффиксов субъективной оценки в русских именах собственных.
Цель исследования – выявление наиболее часто употребляемых уменьшительно-ласкательных суффиксов в русских антропонимах и определение их роли.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:
- дать понятие о словообразовании;
- выявить словообразовательный потенциал такой морфемы как суффикс;
- рассмотреть уменьшительно-ласкательные суффиксы в составе имен собственных и определить их функцию.
Поставленные задачи решались с помощью следующих основных методов исследования: описательного, распределительного, сравнительного методов, метода количественного подсчета.
Материалом исследования послужили русские мужские и женские имена собственные, представленные в Словаре собственных имен русского языка Ф. Л. Агеенко.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. РОЛЬ СУФФИКСА В СЛОВООБРАЗОВАНИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1 Словообразование в русском языке
Словообразование в качестве самостоятельного раздела языкознания изучает создание, строение, классификации и функционирование производных слов [16, c.14]. Сам термин «словообразование» многозначен. Он используется для обозначения «как процесса образования новых слов на базе существующих в языке словарных единиц, так и словообразовательной науки» [17, c.46]. Наряду с этим употребляются однозначные термины: деривация (от лат. derivatus – «отведенный») – так называется словообразование как процесс, дериватология (дериват «производное слово» и logos «учение») – наука о производных словах [2, c.408].
Словообразование является одним из важнейших механизмов регулярного обновления и пополнения языка словами с разнообразным строением и семантикой. В мире информационных технологий вновь образованные лексические единицы создаются с достаточно большой скоростью, лавинообразно, целыми словообразовательными гнездами. Например, медиа – медиатека, медиабизнес, массмедиа, медиакорпорация, медиамир, медиахолдинг, медиаобразование [6, c.232]. Следует отметить и ценностную сторону словообразования. В языке приобретают значение, вербализуются те предметы и явления, состояния и действия, их качества, которые имеют коммуникативную и культурную значимость для человека. Именно поэтому через активные участки словообразования можно воспроизвести картину жизни, показать наиболее важные области современной жизни. По меткому определению Т.И. Вендиной, «в словообразовательно маркированных единицах языка прочитывается богатейшая информация о системе ценностей русского народа, раскрываются особенности его мировидения, мирочувствования и мировосприятия» [6, c.118].
Словообразовательные процессы в языке средств массовой информации концентрированно отражают общие тенденции и процессы современного русского языка. Словотворчество можно рассматривать как один из инструментов социальной оценки и языковой игры в речевой деятельности журналистов, рекламистов и пиарщиков. В современных медиатекстах высокопродуктивная модель «имя собственное → глагол» является востребованной: журналисты легко образуют глаголы от имен и фамилий известных людей. Возьмем, к примеру, бушевать, отбушеваться, побушевать, горячиться. Эти слова-однодневки легко появляются в языке. Они также легко и быстро уходят из него, однако их образование и актуализация в массовой коммуникации свидетельствует о многом. Мы наблюдаем вовлеченность в словопроизводство ключевых слов эпохи, к которым относятся имена известных людей. Прослеживается ценностное отношение коммуникантов к лицам, событиям и фактам общественной жизни, об активности словообразовательных процессов и, конечно же, о лингвокреативном потенциале русского словообразования [12, c.98].
Объект в словообразовании – производное слово. Следует отметить, что производные слова составляют преобладающую часть словарного состава языка. По разным источникам, эта часть составляет 80-95%.
Производное слово обладает уникальной способностью члениться на элементарные единицы (ручк(а), беловат(ый), молоде(ть), помолоде(ть)) и входить в объединения производных слов на основании общности корня (например, рука, ручка, рученька, ручник, рукав, рукавица, рукоять, рукастый, ручной, безрукий, наручники, обезручеть) или общности словообразовательного средства (например, беловат(ый), сероват(ый), дороговат(ый), слабоват(ый); молоде(ть), старе(ть), але(ть), багрове(ть)) [8] . Поэтому словообразование характеризуется большим количеством и разнообразием единиц – комплексных и элементарных. Комплексные единицы словообразования представляют собой специфические объединения элементарных единиц в более крупные объединения. Основными среди них являются словообразовательный тип и словообразовательное гнездо. К числу элементарных относятся единицы, которые выделяются в составе производного слова: производящие основы, словообразовательные аффиксы и другие элементы структуры слова (например, интерфиксы). Специфика словообразования проявляется в иерархичной организации ее единиц: элементарные единицы входят в комплексные единицы, а сами состоят из внутрисловных единиц (морфема, формант, основа,) [12, c.57].
Словообразовательная наука решает следующие задачи:
1) определяет словообразовательную систему и изучает ее связи с остальными подсистемами языка;
2) характеризует словообразовательные единицы и их объединения, а также функционирование единиц словообразовательной системы в языке и речи;
3) устанавливает семантические и структурные свойства производных слов, классифицирует и описывает их;
4) определяет и описывает способы и модели словопроизводства, пути пополнения словообразовательной системы.
Несмотря на существенные отличия от других разделов науки, словообразование сохраняет свои связи со многими областями лингвистической теории. Е.А. Земская пишет о том, что «в словообразовании, как в фокусе, сходится проблематика таких разных дисциплин, как синтаксис и морфология, морфонология и фонология, лексика и семантика, и само оно вбирает в себя и преломляет через свои нужды и задачи закономерности всех указанных подсистем» [9, c.105]. Отсюда можно сделать вывод, что во взаимодействии с другими языковыми уровнями словообразование проявляет себя двояко: с одной стороны, предопределяет звучание, значение, грамматические свойства вновь образуемых слов, с другой стороны, само зависит от разных сторон языка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеенко Ф.Л. Словарь собственных имен русского языка: ударение, произношение, словоизменение: более 38 000 словарных единиц / Ф. Л. Агеенко. – Москва: Мир и Образование, cop. 2010. – 877 с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – Изд. 4-е, стереотипное. – М.: КомКнига, 2007. – 576 с.
3. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 360 с.
4. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филол. направлениям и специальностям / Н. С. Валгина. – Москва: Логос, 2001. – 302 с.
5. Вендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования: (макрокосм) / Т. И. Вендина; Отд. славян. языкознания. – Москва: Индрик, 1998. – 236 с.
6. Диброва Е.И. Современный русский язык / Теория. Анализ языковых единиц. Учеб. для студ. вузов: В 2ч. / ред. Е.И. Диброва. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия. – 2006. Ч. 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование. – 2006. – 480с.
7. Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур: Заимствование и передача имен собств. с точки зрения лингвистики и теории пер.: С прил. правил практ. транскрипции имен с 23 иностр. яз., в том числе табл. слоговых соотстветствий для кит. и яп. яз./ Д.И. Ермолович. – М.: Р. Валент, 2001. – 198 с.
8. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: Ок. 1900 словообразоват. единиц / Т. Ф. Ефремова. – 2-е изд., испр. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 636 с.
9. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2013. – 328 с.
10. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 432 с.
11. Зубкова Л.И. Многофункциональность русского суффиксального имени на -ка и его национально-культурное своеобразие // Вестник ВГУ: Серия: Лингвистика и международная коммуникация. – 2009. – №1. – С. 103-106
12. Казак М.Ю. Морфемика и словообразования современного русского языка. Теория: учеб. пособие М.Ю. Казак. – Белгород: ИД «Белгород», 2012. – 80 с.
13. Лачимова Л.Я., Гусева Т.И., Бегаева Е.В., Янсюкевич А.А. Современный русский язык. Практическое пособие»: Экзамен – М., 2005. –228 с.
14. Литовкина А.М. Морфемика и словообразование современного русского языка: учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского госунивер-та, 2011. – 116с.
15. Медведева, К.М. Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов квалитативных форм русских антропонимов / К. М. Медведева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2013. – № 7 (54). – С. 487-490.
16. Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском литературном языке. – Л.: ЛГУ, 1987. – 207 с.
17. Моисеев А. И. Словообразование современного русского языка. – Л.: ЛГУ, 1985. – 90 с.
18. Немченко В.Н. Современный русский язык: Морфемика и словообразование / В. Н. Немченко; Нижегород. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1994. – 295 с.
19. Николина Н.А. Современный русский язык. / Морфемика: учеб. пособие / Н.А. Николина, Л.В. Рацибурская. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. –144 с.
20. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен: Ок. 2600 имен / Н. А. Петровский. – 3-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1984. – 384 с.
21. Рут М. Э. Антропонимы: размышления о семантике // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. Вып. 4. 2001. – № 20. – С. 59-64.
22. Селиванова Е.А. Современная лингвистика: направления и проблемы. – Полтава: Окружающая среда–К, 2008. – 220 с.
23. Суперанская А.В. Структура имени собственного: Фонология и морфология. — М.: Наука, 1969. – 207 с.
24. Тихонов А.Н. Современный русский язык. / Морфемика. Словообразование. Морфология / А.Н. Тихонов. – М.: Цитадель-Трейд, 2003. – 464 с.
25. Тихонов А.Н. Основные понятия русского словообразования / Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. Т. 1. – М., 2003.